Previous Entry | Next Entry

О том, как мы добирались до этого славного города, и как знакомились с ним.

Часть 4, Неаполь. 13-15.08.2018

Неаполю повезло меньше всего - один полный день, один вечер, одно утро, две ночи. Всего ничего. В щёлочку посмотрели, не более. Этот город заслуживает большего.

1. Дорога до Неаполя

До Неаполя мы добрались традиционным образом - по железной дороге. В этот раз нам досталась двухэтажная электричка, и конечно же, мы ехали на втором этаже. Это ещё была и очень дешёвая электричка - всего по 12 евро. И кондукторы по ней не ходили и билеты в пути не проверяли, в отличие от двух других. Зато на итальянских вокзалах билеты проверяют при выходе на платформу. И без билета ты к поезду просто не попадёшь.

Мы пришли на вокзал Термини и на платформу достаточно рано, чтобы успеть выбрать хорошие места, нагло заняли четыре места со столиком посередине на себя и на наши вещи, и наши вещи выглядели столь угрожающе, что никто не взялся просить нас подвинуть их ))) Хотя электричка в целом была полная, свободных мест в вагоне оставалось немного.
Вообще людей с багажом на итальянских железных дорогах хватает. С огромными чемоданами, которые не пройдут по габаритам ни в один самолёт. А в поезд можно всё ))) В вагоне разом с нами сидели несколько молодёжных компаний как раз и с багажом, и с небольшими городскими рюкзаками, и было забавно придумывать, для чего они едут в Неаполь. В промежутках между сном, конечно же, потому что мне всегда не хватает сна, и в жизни, и в путешествиях.

Но вообще там всё рядом, ехали мы три часа с небольшим. Пейзажи за окном были чудесные - море, острова, горы, много зелени. Также много сельского хозяйства - арбузы на полях, какие-то теплицы (интересно, там-то зачем теплицы? у них и без того тепло!), живые изгороди из кактусов, на которых росли плоды - яркие, от желтых до красных. Позже мы видели во фруктовом отделе магазина такие плоды кактусов, но попробовать не решились.

Как-то так мы доехали до Неаполя и выгрузились на вокзале Гарибальди.

2. Хостел La Controra

Наше жилище в этот раз находилось далековато от вокзала, и нужно было ехать до него на метро. Напоминаю - бронировали практически не глядя ) Метро стоило 1,10 за одну поездку, и это был самый дешёвый городской транспорт в нашем путешествии.

Метро в Неаполе ходит редко. Один поезд примерно в двадцать минут. Может быть, так летом, а зимой иначе? Потому что в августе все местные уезжают на каникулы? С другой стороны, летом сезон на туристов. Ну и народу в метро немного. С римским не сравнить.

Оформление метро претендует на некий интерес. Я узнала уже дома, что это называется общественным подземным музеем современного искусства. Росписи, декор. Специфично, но любопытно. Но поверх всё исписано и изрисовано всякой дрянью ( В общем, представьте себе современную живопись, поверх которой современное же граффити. Правда, в тот момент, когда мы добирались на этом метро до нашего хостела, я ничего такого не разглядела, всё это ещё предстояло.
Фото не сделано ни одного (((

Линия метро забавная, она ходит кругами и свивается в кольца. Та, по которой мы ездили, в других местах есть и другие. Вообще город-то огромный, под три миллиона жителей.

В описании было сказано, что от станции метро «Сальватор Роза» идти совсем недалеко. Так и оказалось, но сначала нужно было понять, как ориентируются в этом городе. Оказалось - по навигатору, кто бы мог подумать. И ещё здесь есть понятие «вверх» и «вниз», а не только «вперёд», «назад», «вправо» и «влево». По сравнению с Неаполем, другие итальянские города достаточно ровные, а Венеция - идеально ровная, просто как тарелочка. То есть куда идти по улице? Вниз. Так было написано, мы сравнили с местностью, убедились, что низ у улицы есть, как и верх, и пошли.

Дело было в самую жару, транспорта на улице встречалось немного. Мы прошли через перекрёсток, и потом дальше. Нам нужно было отсчитать две поперечные улицы, и если бы не венецианский опыт, мы бы не справились. Потому что здесь снова в изобилии встречалось это явление - узкий проход, который местные называют улицей. И у них это ещё и проезжие улицы!!! Мотоцикл проедет, значит проезжая, точка.

Так вот, одна из улиц была как раз таким узеньким проходом между домами. Но опытные мы опознали её как улицу и сориентировались правильно. Дальше мы легко нашли заброшенную церковь семнадцатого века Santissima Trinità alla Cesarea, а рядом с ней - вход в наш хостел. Соответственно, жили мы в исторической части города, что всегда интересно и хорошо.

Ну и нужно сказать, гм, доброе слово о мостовых Неаполя. В дополнение к рельефу. Они вымощены камнем бог весть когда, и живы и приличны до сих пор только потому, что камень - материал прочный. И тащить по такой мостовой увечный чемодан с неполным комплектом колёс - то ещё удовольствие. Всё прокляли, пока дошли.

И надо сказать, в этом городе нам встретилось много людей с рюкзаками. Больше, чем где-либо в Италии. С нормальными большими рюкзаками, с которыми намного удобнее путешествовать по старым городам с такими вот прочными и во всех отношениях хорошими каменными мостовыми.

А потом мы просто позвонили в звонок и нам открыли.

С оформлением и заселением всё оказалось просто. Наше бронирование не потеряли, с оплатой всё было ок. Комната оказалась очень милой - её стеклянная дверь выходила прямо во внутренний двор. Но эта дверь обеспечивала отличную звукоизоляцию, а от всякого внешнего её можно было дополнительно закрыть традиционными итальянскими решетчатыми ставнями. Кондиционер регулировался и работал отлично. Кровати были мягкие. Душ был не прибит к стене, а нормальный. Мыло и шампунь в ванной были, в номере раз в день убирались. Холодильника в номере не было, холодильник был на кухне. Кухня в целом нормальная, но мы разве что раз там пили чай, в самом начале, а потом уже было не до того.

Виды номера

Внутренний двор весь порос мягкой травкой. Туда выходили двери из других частей хостела, и окна других частей окрестных домов. Да-да, просто люди в тех домах тоже жили, только входы в дома были либо с улицы, либо с площади возле церкви, либо из другого внутреннего двора. Во дворе стояли столы и стулья, там можно было утром завтракать, если нет дождя, вечером сидеть и смотреть на звёзды с вином и фруктами, а днём тоже сидеть, наверное, просто днём мы обычно где-нибудь бегали. Там росли пальмы, денежные деревья в половину человеческого роста, цветы и вся эта южная роскошь.

Хостел оказался разночастным и разноуровневым - всё время то вверх, то вниз. Впрочем, в этом городе иначе не бывает.

Внутри, в холле, стояло пианино. На нём разрешалось играть. Вечером кто-то играл, было здорово.

Завтрак подавали не в кухне, а в баре рядом. Да-да, там было, как во Флоренции - с пяти часов вечера работает бар, где за денежку можно выпить и перекусить. А утром там кормили, не так обильно и разнообразно, как во Флоренции, но абсолютно нормально. Кофе, чай, овощи, фрукты, сок, хлопья с молоком, тосты с маслом-сыром или джемом.

В целом претензий к хостелу нет никаких. Если доведётся ещё раз быть в Неаполе - постараемся попасть жить туда же.

3. Городу две тысячи лет

Почему-то в моём сознании эта строчка привязалась именно к Неаполю. Хотя не две тысячи, а больше. Хотя и про Рим это тоже можно сказать. Но вот так.

Очень старый город, город на берегу моря, город под жарким солнцем.

Первое знакомство состоялось, пока мы добирались от вокзала до хостела. Устроившись в хостеле, мы выбрались наружу и отправились на разведку.

Первое, что видишь, выходя из хостела - это piazetta, маленькая площадь возле помянутой церкви семнадцатого века Santissima Trinità alla Cesarea. Реально маленькая - два метра на три? три на четыре? Церковь, как написано в интернете, пострадала во время землетрясения 1980 года, после чего её закрыли. Внутри что-то обрушилось. Но исходно там был ещё и монастырь, который закрыли в 1809, что-то околонаполеоновское. Утверждается, что внутри сохранились фрески.

Второе, что видишь, это несколько мотоциклов местных жителей и мусор.

Мусор в Неаполе вездесущ. Несмотря на повсеместные контейнеры прямо на проезжей части, его всё равно очень много. Убирают как будто только несколько улиц в представительской части города - виа Толедо, пьяцца Плебисцито, окрестности метро Ванвителли с миллионом едален и гостиниц, часть набережной возле Кастель дель Ово с очень пафосными отелями. А остальное - живёт само как-нибудь. Почему-то меня это удивило, как будто я сама живу в городе, в котором нормально убираются. Правда, у нас старые диваны посреди улицы не валяются.

На предмете бумажка, на ней написано что-то типа "берите кто хотите" и номер телефона.
(А у нас такое диво могли и в музей припереть %)

Впрочем, уже дома мы прочитали о том, что, во-первых, мусор и Неаполь - это, так сказать, исторически сложилось, а во-вторых, у них там мусорный кризис и уже много лет как некуда вывозить. Видимо, слишком высока плотность населения и вообще. А с переработкой тоже не заладилось. Я искренне желаю им уже придумать что-то наконец.
А пока Неаполь - это самый замусоренный город из всех, что мне довелось видеть.

Про плотность населения. Реально есть ощущение, что люди живут друг у друга на голове. Просто выходишь на улицу, чтобы идти куда-то из хостела - и сразу же видишь вокруг несколько уровней, все они разные, везде всё очень плотно. Улицы узкие, даже которые нормально проезжие. Занят каждый клочок земли. Удивительно, что в старой части города изредка встречаются деревья и памятники - это ж сколько ещё людей можно было вместо них поселить!

Когда мы в первый вечер уже по темноте шли домой по длинной и извилистой улице Сальватора Розы (тогда я и не знала, что это прилично известный итальянский художник XVII века, родившийся близ Неаполя), то как раз бросилось в глаза - вечер, открытые окна в первых этажах, и прямо видно, как там внутри толпы людей сидят, едят, смотрят телевизор, разговаривают.

Также тогда мы сформулировали понятие «другой уровень». Мы шли по относительно чистой части города, а потом нам нужно было попасть на ту самую улицу Сальватора Розы. Точнее, сначала на ту, что в неё позже впадает. Оказалось, что не все карты Неаполя отражают параметр высоты, а он там есть! Наша улица была глубоко под тем местом, на котором мы стояли. Мы покрутились и нашли спуск, и оказались на том самом другом уровне. Там были и кучи мусора на весь тротуар, и старая мебель, и мешки с пищевыми отходами, и что-то ещё. И это всё про улицу а) проезжую, б) на ней везде живут люди в описанном уже количестве. Нет, это не подземелье незнамо с чем, это просто обычная городская улица.

К слову, на третий день уже немного привыкли и к перепадам высоты, и к мусору, и перестали так нервно реагировать.
Но кроме мусора, в Неаполе есть много другого.

Про узкие улицы

И узкие дома

В Неаполе есть замки! Мы видели три штуки, прямо в городе. Первым оказался Кастель Сант-Эльмо, замок четырнадцатого века. По форме - сплюснутая шестилучевая звезда, мощные стены, возвышается на горе, виден снизу. Возле него - отличнейшая обзорная площадка, вид на город, залив и Везувий. Внутри мы не были, потому что добрались туда уже по темноте.

Фрагмент замка

Вид на город и Везувий

Двойная вершина Везувия ещё часто будет встречаться на фото, она притягивает взгляд не хуже, чем холодильник - магнит )

Вечером следующего дня в поисках открыток мы добрались до Кастель-Нуово, Нового замка. Замок тринадцатого века постройки, пять мощнейших башен, следы от пушечных ядер на стенах, глубокий ров - всё, как надо. Впечатляет очень сильно. Не просто замок-для-красоты, а замок для войны, для защиты гавани, для господства Неаполя на суше и на море. Тот самый замок, который упоминается у Дрюона в «Проклятых королях» - из него отправляется во Францию Клеменция Венгерская - в детстве, когда я это читала, то и предположить не могла, что доведётся увидеть своими глазами. И это не груда развалин, а нормальное здание, в нём до недавнего времени заседал городской совет, а сейчас музей. В музей мы, как водится, не успели до закрытия, но обошли вокруг. Впечатления не портит ни стройка на площади рядом, причём весь ров занят строительной техникой, инструментами и мусором, ни торговцы со всякой всячиной.

Вид с площади на Сант-Эльмо, он наверху

А в последний день, уже незадолго до отлёта, мы дошли до Кастель-дель-Ово. Этот замок находится на острове, и с материком соединяется небольшим мостом. Утверждается, что именно на этом острове греки основали первое поселение (VIII век до нашей эры). Потом якобы где-то там была вилла Лукулла, а Вергилий прятал некое волшебное яйцо. Позже там прятали от варваров последнего императора Западной Римской империи. И в одиннадцатом веке при Роджере Сицилийском был построен замок, который до сих пор там стоит. Он не выглядит таким мощным, как Кастель-Нуово, но он очень решительно выдвинут в залив, и чувствуется, что это - опорная точка. Залив просматривается со всех сторон, на стенах - пушки. Неудивительно, что рядом, чуть выше по склону, располагались казармы городского гарнизона. Битком набитый людьми город нужно было защищать, кроме того, речь всю дорогу шла ещё и о господстве над побережьем.
И деталька: в этот замок пускают бесплатно. Обычно до семи вечера, мы попали в государственный праздник, в тот день пускали до обеда. Вот просто пускают зайти, побродить, подняться на стены и осмотреться.

Есть ещё королевский замок в городе, королевский замок за городом и много разного на эту тему. Увы, пришлось оставить в качестве задела на будущее.

Также мы не катались на фуникулёре, не попали в театр Сан-Карло, не попали в Археологический музей, где находятся предметы из Помпей и Геркуланума. Ну и ещё много куда не попали. Неаполь требует времени.

Тот самый музей

Ещё мы точно установили, что кроме замков, узких улиц и мусора в городе есть порт ) На море мы только глазами смотрели, купаться в городе нельзя. Да и мест приспособленных нет. Зато видели огромные многоэтажные круизные лайнеры, и небольшие местные корабли, которые ходят по заливу и до островов. Рядом с портом есть отличная обзорная площадка - вид на город, залив и Везувий.

У фонарей на набережной снова лапки

Пьяцца Плебисцито и королевский дворец

Галерея Умберто, ночью и днём

И по всему этому ходят люди, как это не удивительно ) Очень много местных жителей, очень много туристов. Туристов много в чистой части города, что неудивительно. А местные очень разные. В Неаполе изо всех виденных нами итальянских городов больше всего объявлений по-арабски просто на домах, и - ещё на каких-то нечитаемых мною языках.
Многие небольшие магазины закрыты, висит объявление, что закрыто на каникулы. Вообще, как я понимаю, повсеместные каникулы - это примерно август, а в деталях - у кого как сложилось. Ещё мы попали на Ferragosto, 15 августа, праздник Успения Божьей Матери плюс древнейший праздник урожая. Но если Польша в такой праздник просто вымирает, то Италия, как оказалось, живёт, и об этом чуть ниже.

Местный житель

Кактусы и реклама

Пальмы, мы под ними сидели

Резюме по городу от Кинкара - «это очень хороший город, с которым не очень хорошо обращаются».

( 5 comments — Leave a comment )
istanaro
Oct. 22nd, 2018 10:38 am (UTC)
Представляю, как бы мне понравилось... Мы туда не добрались.
sherlie
Oct. 22nd, 2018 03:42 pm (UTC)
А я очень рада, что мы добрались хотя бы на двое суток.
istanaro
Oct. 22nd, 2018 03:52 pm (UTC)
Надо будет все тщательно продумать... А ваши путевые заметки для нас -- некий ориентир.
sherlie
Oct. 23rd, 2018 05:47 am (UTC)
Я очень рада, что от моих текстов есть практическая польза )))))
istanaro
Oct. 23rd, 2018 10:01 am (UTC)
А то!
( 5 comments — Leave a comment )